Три героя этой программы – великие имена немецкой органной культуры. Если И. С. Баху было уготовано стать фигурой-завершением эпохи барокко со всеми её смыслами, образами и формами, то Мендельсону выпала участь начать грандиозное возрождение этих смыслов – как в плане исполнительства (Мендельсон, известный как первый исполнитель «Страстей по Матфею», также был превосходным органистом, посвятившим свою карьеру музыке Баха), так и в создании нового пласта органной музыки, опирающегося на баховскую традицию. К нему примыкает Иоганнес Брамс, чей дар музыканта-философа в полной мере раскрылся в органной сфере.
Для первых композиторов-романтиков орган был в некотором роде духовным убежищем, где не ощущался бег времени – в том числе буйные музыкальные новшества эпохи. Органный язык Мендельсона и Брамса в известной мере архаичен, лаконичен и серьёзен – внутренняя цельность их произведений, лишëнных любой внешней броскости, близка к мироощущению лейпцигского кантора.
Одиннадцать хоральных прелюдий Брамса – духовное завещание композитора – прозвучат как единый цикл с собственной драматургией. Глубокая скорбь и надломленность, пронизывающая большинство органных сочинений мастера, проявляется и в этом цикле, достигая кульминации в его предпоследней пьесе – знаменитой прелюдии Herzlich tut mich verlangen. В противоположность Брамсу, органные сочинения Мендельсона преисполнены большой внутренней энергии и подъëма. Соната до минор – пожалуй, самая известная из шести органных сонат композитора – отличается изяществом формы и балансом барочных и романтических жанровых проявлений: в ней есть и «свадебный марш», и «песня без слов», и торжественная фуга, стилизующая полифонию добаховского времени.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)