Эта программа, охватывающая четыре века европейской музыки, даёт возможность в едином потоке услышать разные грани духовного – от барочной религиозности до модерновых поисков Бога. Бах и Гендель, чьи имена ассоциируются с вершинами барокко, предстанут здесь как авторы вокально-оркестровых сочинений. «Страсти по Матфею» – одно из самых масштабных произведений Баха, которое по праву можно считать кульминацией всей барочной музыки. Ария «Blute nur, du liebes Herz!» – одна из тех страниц, где композитор достигает исключительной глубины выражения человеческих чувств – и одновременно глубины богословской мысли.
Георг Муффат и Жан-Филипп Рамо – два композитора, каждый из которых по-своему воплотил французский стиль. Муффат, наравне с Фробергером, был одним из немногих композиторов своего поколения, который в совершенстве овладел искусством итальянской токкаты, осмыслил её традиции и заложил основы для новой немецкой школы. Рамо, наоборот, в большей степени ассоциируется с французской традицией, её приверженностью к жанру сюиты и характерным пьесам, в которых проявился его талант «музыкального живописца».
В центре программы – органные сочинения эпохи романтизма и Нового времени. Эта часть концерта раскрывает перед слушателем разные грани органного стиля, возникшего после Баха и вдохновлëнного новыми идеями. Хорал ля минор – последнее сочинение Сезара Франка, созданное им незадолго до смерти. В нём соединились многие из характерных черт его стиля: циклическая форма, не имеющая аналогов в органной литературе (начало хорала повторяется в конце), линеарный принцип развития, восходящий к традициям барокко, и «симфоническая» трактовка органного tutti, связанная с новыми возможностями инструмента.
Павана Равеля в переложении для органа – дань французской традиции характерных пьес, которая берёт своё начало у Рамо. Необычное для органного репертуара сочинение позволяет слушателю оценить колористические возможности инструмента: в отличие от фортепианной версии, звучащей предельно лаконично, органная версия открывает дополнительные грани красоты равелевской гармонии, переливаясь всеми красками регистров.
«Литании» Жана Алена – одно из произведений, которые можно назвать визитной карточкой своего времени. Ален, рано ушедший из жизни, оставил сравнительно небольшое наследие, однако каждое из его сочинений – уникальный опыт музыкального высказывания, в котором предельно сжато выражена суть эпохи. «Литании» – своего рода «молитва отчаяния», проникнутая духом экзистенциальных поисков XX века.
Исполнители:
Мария Литке (сопрано)
Дарья Мееркова (орган)
В программе:
Георг Муффат, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Жан-Филипп Рамо, Сезар Франк, Рейнальдо Ан, Морис Равель, Эйтор Вила-Лобос, Жан Арист Ален