Концерт органной музыки «Органная Европа»

прошло 7 июня 2023 в 19:30
Лютеранская церковь Св. Екатерины,
Санкт-Петербург, Большой проспект Васильевского острова, 1
6 E
Музыка Георга Муффата и его сына Готтлиба – живое воплощение красочного и пышного стиля, возникшего на перекрёстке европейских дорог во второй половине XVII века: южногерманская и австрийская музыка вмещала в себя множество веяний, связанных с разными национальными школами, и благодаря их сочетанию обретала неистощимое разнообразие. В противоположность Георгу Муффату, чьи сочинения нередко украшают собой органные программы, Готтлиба Муффата ныне вспоминают преимущественно как автора музыки для клавесина; тем более ценным опытом в этой связи является исполнение его органной мессы – одной из двух, созданных композитором наравне с многочисленными органными токкатами и версетами.

Иоганн Пахельбель и Георг Бëм – композиторы, чьи имена связываются с так называемым среднегерманским стилем, где французские и итальянские влияния были достаточно сильны, но воплощение их было уже не столь непринуждённым, как у южногерманских мастеров. Чакона ре минор – одна из шести органных чакон Пахельбеля – не что иное, как поиск «немецкой версии» типично южного жанра, попытка переложить его принципы на немецкую почву, поручив остинатную тему в басу органной педали и разграничив вариации таким образом, чтобы оставалась возможность смены мануалов и регистровых перекличек. Vater unser Бëма – столь же основательное погружение во французский стиль с его богатой орнаментикой, немецкий «слепок» с которого открыл новые пути развития хоральной обработки – заставляет вспомнить его знаменитые партиты, где мелодия лютеранского хорала разработана в сугубо французской манере.

Токката и фуга BWV 538 – одна из самых «итальянских» у Баха: постоянное чередование звучания главного и побочного мануалов в токкате построено по принципу итальянского концерта, а сосредоточенная и собранная фуга со «строгостильной» темой вызывает ассоциации с полифоническим письмом Фрескобальди и его современников. В продолжение соответствующей стилистики между частями этого сочинения прозвучит Adagio из концерта Марчелло в баховском переложении для органа; за счёт этого неординарного решения слушатель может сравнить два жанра, на первый взгляд совершенно разных – токката и фуга и трëхчастный концерт, – и обнаружить между ними скрытые «рифмы».

Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
Рассказать друзьям:

Другие события в Санкт-Петербурге

12+
Концерты
Сегодня в 19:00
Николаевский дворец
12+
Концерты
Сегодня в 19:00
Milutin palace
18+
Концерты
Сегодня в 19:15
бар "Руки Вверх"