Концерт органной музыки «Образы барокко»

6 E
Музыка Себастьяна Баха, обрамляющая программу, приглашает нас поразмышлять о том музыкально-историческом контексте, в котором она создавалась. Ближайшие «соседи» Баха здесь – Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель и Георг Бëм; в середине программы оказывается наиболее ранняя музыка – Фрескобальди и Свелинк.
Барокко – это значительный временной период, захватывающий разные точки на шкале исторических изменений музыкального языка: модальный склад мышления в конце XVI века и почти «рокайльный» стиль середины XVIII века ощущаются на слух как нечто весьма контрастное. Барокко – это совокупность разных национальных традиций, каждая из которых возникла в своё время на своём месте как результат сочетания многих факторов, и сложный путь взаимодействия этих традиций – от декларируемой идеи взаимоисключения (достаточно вспомнить противоборство итальянского и французского стилей) до почти полного слияния их элементов на новом уровне. Барокко – это и совершенно разные концепции органостроения, принципиально различающиеся диспозиции, которые современный исполнитель с большим или меньшим успехом воссоздаëт на одном имеющемся инструменте. Блестящие и порывистые диминуции Свелинка, кажется, не имеют ничего общего с прелюдийной фактурой фигураций в BWV 540, а дискретные структуры в токкатах Фрескобальди – с континуумом формы в итальянских инструментальных концертах Вивальди и Генделя. И в то же время все эти контрасты выражают тот неуловимый дух барокко, который мы безошибочно распознаëм в сравнении с музыкой иных эпох – распознаëм порой интуитивно, не задумываясь о его «словарных определениях» и характеристиках, – и за которым чаще всего идëм к органу.

Исполнитель:
Александр Удальцов (орган, г. Москва)
Рассказать друзьям:

Другие события в Санкт-Петербурге

6+
Концерты
12 мая в 19:30
Джаз-клуб Игоря Бутмана
6+
Концерты
13 мая в 19:30
Джаз-клуб Игоря Бутмана