Концерт органной музыки "Иоганн Себастьян Бах: хоральные обработки из Сборника Ноймайстера. Второй концерт цикла." Григорий Варшавский - орган

,
Санкт-Петербург,
Билеты на событие без комиссии.
6 E

Предстоящий концерт является окончанием цикла, посвящённого исполнению всех хоральных обработок Иоганна Себастьяна Баха из Собрания Ноймайстера. Первый концерт цикла состоялся в ноябре 2019 года. В настоящем концерте органист Григорий Варшавский исполнит остальные хоральные обработки Иоганна Себастьяна Баха из этого сборника, а также самое позднее из найденных произведений, приписываемых Иоганну Себастьяну Баху – хоральную фантазию Wo Gott der Herr nicht bei uns hält, BWV 1128. Тот факт, что авторство большинства хоральных обработок, звучащих в концерте весьма спорно, нисколько не умаляет их художественной ценности. Как уже упоминалось ранее, Сборник Ноймайстера был найден в 1984 году в коллекции Мэйсона Лоуэля в библиотеке Йельского университета, где хранится в настоящий момент. Всего в рукописи 77 хоралов, 38 из которых считаются принадлежащими перу Иоганна Себастьяна Баха. Авторами остальных хоральных обработок считаются: Иоганн Кристиан Бах, Фридрих Вильгельм Цахов, Даниель Эрих, Иоганн Пахельбель и Михаэль Бах – тесть и дальний старший родственник Иоганна Себастьяна (большая часть небаховских композиций в сборнике принадлежит именно ему). Однако, несмотря на то, что авторы композиций разные, у всего сборника хоральных обработок сохраняется некое стилистическое единство. В основе хоральной фантазии Wo Gott der Herr nicht bei uns hält – хорал на Псалм №124, текст которого написан в 1533 году ближним помощником Мартина Лютера, богословом Юстусом Йонасом (1493–1555). К сожалению, оригинальная рукопись произведения не сохранилась – остались только две рукописи, сделанные в XIX веке с оригинала: они принадлежат Вильгельму Русту и Эрнсту Науману. Владельцем оригинальной баховской рукописи в начале девятнадцатого столетия таинственным образом стал органист и музыкальный директор церкви св. Марии в г. Галле (Заале) Иоганн Николаус Кётшау. Однако ноты хоральной фантазии, наряду с другими хоральными обработками композитора, были проданы им в 1845 году на аукционе в Наумбурге. Приобрёл их Фридрих Август Готхольд, коллекционер из Берлина, который с 1810 года являлся директором Collegium Fridericianum в Кёнигсберге. Таким образом, уже в 1852 году ноты хоральной фантазии, наряду с рукописями других сочинений Баха из личной коллекции Готхольда (всего 24 произведения), были переданы в Королевскую государственную и Университетскую библиотеку Кёнигсберга. Именно здесь органист и исследователь баховского творчества Вильгельм Руст смог ознакомиться с хоральной фантазией и сделал с неё рукописную копию, известную нам сегодня. Руст участвовал в подготовке издания всех органных сочинений Иоганна Себастьян Баха, однако из-за разногласий в некоторых вопросах (преимущественно с Филиппом Шпиттой), был вынужден выйти из редакции. Очевидно, именно это обстоятельство послужило тому, что хоральная фантазия не была опубликована в издании полного собрания сочинений И.С. Баха, поэтому числится уже в Приложении к нему. После смерти В. Руста в 1892 году основные части его коллекции перешли к его ученику, Эриху Пригеру. После первой мировой войны коллекция Э. Пригера также была продана на аукционе – и с этого момента хоральная фантазия надолго исчезла из виду. Обнаружена она была лишь в 2008 году – так же во время аукциона, проводимого в Лейпциге 15 марта 2008 года саксонским аукционным домом и антикварным книжным магазином Йоханнеса Венда. В 2009 году изданием Ortus было осуществлено первое издание данного сочинения. То обстоятельство, что на протяжении стольких лет это произведение буквально «скрывалось» от исследователей, делает его особо ценным в творческом наследии великого композитора. Кроме того, это единственное произведение в «жанре» хоральной фантазии, приписываемое Иоганну Себастьяну Баху. Хоральная обработка Wo Gott der Herr nicht bei uns hält всесторонне соответствует образцам хоральных фантазий, представленных в творчестве северогерманских композиторов семнадцатого столетия – Франца Тундера, Иоганна Адама Райнкена, Дитриха Букстехуде и других. Григорий Варшавский (Санкт-Петербург) родился в 1956 году. Окончил Ленинградскую консерваторию (в 1982) как пианист (класс профессора Л.Е. Гаккеля), органист (класс профессора Н.И. Оксентян) и музыковед (класс доцента В.П. Широковой). Продолжил обучение в аспирантуре Ленинградской консерватории под руководством профессора О.П. Коловского (окончил в 1987). Концертирует с 1981 года, выступает с сольными органными концертами в Санкт-Петербурге, городах России, странах СНГ и Балтии, в Германии, Швейцарии, Финляндии. Преподаёт специальный орган на Кафедре органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского Государственного университета. Главный органист лютеранской церкви св. Екатерины на Васильевском острове в Петербурге (с 1990), где регулярно организует общедоступные концерты духовной музыки. Уделяет особое внимание музыке европейского Барокко. Также выступает в составе различных ансамблей старинной музыки. Имеет многочисленные записи на компакт-дисках. Григорий Варшавский исключительно много делает для популяризации органа среди любителей этого инструмента в Санкт-Петербурге. Более четверти века ведёт студии и преподаёт игру на органе для желающих учиться играть на инструменте вне системы высшего профессионального образования, читает лекции. В настоящее время совмещает преподавание в университете с работой в музыкальной школе (для взрослых) им. Н.А. Римского-Корсакова. Сложившийся за много лет вокруг музыканта широкий круг людей, интересующихся органом, сделал его фигуру наиболее заметной и известной как в профессиональном сообществе, так и самых широких сферах любителей органа и органной музыки в Санкт-Петербурге.

Рассказать друзьям:

Другие события в Санкт-Петербурге

18+
Концерты
19 апреля в 19:15
Commode
18+
Концерты
19 апреля в 18:45
Квартира 8
0+
Концерты
19 апреля в 19:00
Новый Зал ДПЦ "Святодуховский" Александро-Невской Лавры