Женщины символизируют собой эпохи. Для женщины викторианской Англии (1837-1901), одной из самых противоречивых эпох в культурном и морально-этическом отношении, было свойственно позиционировать собственную личность через предметное окружение. Дом для нее выступал единственной сценой, где она могла продемонстрировать все те добродетельные качества, которые ей надлежало иметь в соответствии с требованиями времени. Мебельная обстановка дома создавалась в репрезентативных целях и являлась показателем финансовой состоятельности хозяина и вкуса, утонченности, образованности, воспитанности и увлечений хозяйки.
Что хранилось в застекленных витринах, выступавших визитной карточкой женщины?
Какой длины надлежало быть скатерти для обеденного стола, дабы сохранить моральный облик хозяйки?
Что за загадочный синдром «боязнь пустоты» преследовал уважающих себя хозяек и зачем юные девушки составляли интерьерные коллажи из журнальных вырезок в ожидании замужней жизни?
Кто такие «лоскутные пчелы» и зачем они устраивали закрытие вечеринки - квилтинги?
Почему джентельмен не мог уступить свой стул только что вошедшей в гостиную даме?
Почему Британский комитет по предотвращению пожаров строго следил за качеством ткани, выпускаемой для пошива платьев, а лорд Байрон сравнивал силу женской добродетели с макасаровым маслом, с таким трудом выводимым с текстильной обивки кресел?
Об этом и о многих других невербальных способах женской самопрезентации XIX столетия через пространство интерьера мы поговорим на нашей лекции.