Вектор развития русской музыки XVIII столетия был во многом определён стремительным сближением с европейской культурой: приглашённые ко двору итальянские и немецкие музыканты не только способствовали распространению новых для России жанров и форм, но и заложили основы профессионального музыкального образования. Взаимодействие двух культур прослеживается в обращениях композиторов к народной теме, в сочетании национальных истоков и европейских методов письма. Здесь можно упомянуть «Собрание русских простых песен с нотами» (1776—95) Василия Трутовского, которое включает народные песни вместе с произведениями русских композиторов; эта публикация стала важным этапом в развитии национальной музыкальной культуры. Гусли, бытовавшие на Руси с незапамятных времён, соседствовали со скрипкой, стремительно набиравшей популярность в Европе как блестящий виртуозный инструмент новой эпохи.
Максим Березовский — один из первых русских композиторов, получивших образование в Италии. В его произведениях, в частности, в сохранившихся духовных сочинениях, близких по форме и стилю к итальянским образцам, прослеживаются характерные черты формирующейся национальной школы. Смысловым ядром взаимодействия русской и европейской музыкальных традиций можно назвать творчество Ивана Хандошкина, выдающегося скрипача-виртуоза своего времени: его произведения свидетельствуют о высоком уровне исполнительского искусства и открытости новым влияниям.
Исполнители:
Ольга Шишкина (гусли)
Владимир Шуляковский (барочная скрипка)
В программе:
Максим Березовский, Василий Трутовский, Иван Хандошкин, Луиджи Мадонис