Имя Николауса Брунса – имя-эмблема и имя-энигма: биография композитора, овеянная легендами, привлекает внимание его поистине исключительным признанием при жизни и ранней смертью при загадочных обстоятельствах.
Будучи в первую очередь импровизатором, Брунс не стремился ни к изданию, ни даже к простой фиксации своих сочинений; до наших дней дошли считанные произведения для органа, записанные в виде табулатуры.
«Большая» прелюдия in e (называемая так по контрасту с «малой» в той же тональности) представляет собой своеобразную квинтэссенцию stylus fantasticus: здесь Брунс явственно опирается на идеи Букстехуде, в то же время «гипертрофируя» их, приводя к неведомому прежде абсолюту. Сбалансированная (хотя и весьма причудливая) свободная форма Букстехуде преломляется у Брунса в стремительно сменяющийся калейдоскоп разных типов движения, а две традиционные для северонемецкой прелюдии фуги обогащаются особенной яркостью риторики. Так, первая фуга построена на сочетании хроматической темы и типичной «фигуры повторения» в удержанном противосложении, вторая насыщена характерными для Брунса кадансирующими фигурами, «рубящими» плавное течение формы и создающими постоянный импульс к следующему витку развития. Своеобразным центром всего сочинения становится эпизод, озаглавленный как imitatio violistica: в этом обозначении можно узнать как старонемецкие риторические фигуры, изображающие на органе звучание других инструментов, так и собственную практику Брунса – одновременную игру на скрипке и на органной педали.
Кантаты Брунса, дошедшие до нас в значительно большем количестве, чем его органные сочинения, звучат не в пример реже. Возможность услышать некоторые из них в живом исполнении значительно обогатит представление современного слушателя о собственном стиле и музыкальном мышлении композитора: иная грань его творчества с новых сторон раскрывает те же узнаваемые черты.
Исполнители:
«МаленькийАнсамбль»:
Ирина Багина (сопрано)
Анастасия Шуманова (меццо-сопрано)
Александр Сомов (тенор)
Алексей Светов (баритон)
Ансамбль старинной музыки Владимира Шуляковского:
Фёдор Шуляковский (блокфлейта)
Светлана Емельянова (флейта-траверсо)
Владимир Шуляковский (барочная скрипка)
Алексей Тищенко (барочная скрипка)
Александр Горбунов (барочный альт)
Алексей Иванов (виола да гамба, виолон)
Ирина Дуброва (виола да гамба)
Прасковья Шуляковская (барочная виолончель)
Андрей Коломийцев (орган)