Знаменитый хорал, который, как и большая часть лютеранского наследия, ассоциируется преимущественно с северонемецкой и средненемецкой традицией, предстаёт в этой программе в неожиданном – южногерманском – контексте. Штутгартский органист Иоганн Ульрих Штейгледер сыграл огромную роль не только в развитии жанра хоральной обработки, но и органного письма в целом. Dass Vatter Unser представляет собой табулатурную книгу из 40 вариаций на одноимённый хорал, которые органист мог компоновать в любом порядке по своему усмотрению. Увлекательность, сложность и изящество композиторских решений в каждой из вариаций зиждется на уникальном сочетании идей и методов, возможном лишь на том «перекрëстке стилей», каким была музыка Южной Германии в XVII веке.
Между двумя хоральными обработками из табулатурной книги Штейгледера, обрамляющими программу, мы видим впечатляющую панораму барочной органной музыки: каждая из её составляющих риторически сопоставляется с другими, с чем-то «рифмуясь», что-то, напротив, оттеняя по контрасту. Хоральная партита Себастьяна Баха, одна из первых крупных вех его творчества, запечатлевшая непосредственные творческие поиски молодого композитора, – и ария из Гексахордума, созданного Пахельбелем в конце жизни как символ высокого мастерства и искусного письма, достойного остаться в веках. Графически чёткое и ясное письмо Свелинка с типичными северными перекличками двух мануалов – и мягкий, пластичный стиль Рихтера, опирающийся на французскую орнаментику и итальянскую полифонию. Абсолютная свобода и разомкнутость «парящей в воздухе» фробергеровской токкаты на вознесение Святых Даров – и целеустремлённое движение в tiento Пабло Бруна, основная мысль которого оказывается заключена в типичный гармонический квадрат, на основе которого строится форма, подобная пассакалии.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Иоганн Ульрих Штейгледер, Ян Питерсзон Свелинк, Иоганн Якоб Фробергер, Фердинанд Тобиас Рихтер, Иоганн Себастьян Бах, Пабло Бруна, Иоганн Пахельбель