Эта программа целиком строится на жанрах, в основе которых лежит basso ostinato (многократного повторения в нижнем голосе мелодико-ритмической фигуры) и позволяет проследить их эволюцию. Здесь пьесы композиторов XX века сопоставляются с одним из наиболее известных сочинений Иоганна Себастьяна Баха — Чаконой из ре-минорной партиты для скрипки соло BWV 1004; это масштабное, виртуозное произведение со сложной фактурой прозвучит на концерте в транскрипции для органа.
В XX веке происходит новое обращение к барочным формам. С одной стороны, они привлекают внимание композиторов к историческим методам письма, возвращая к идее главенства полифонии над гомофонным складом, с другой — наполняются новым содержанием, порой радикально переосмысливаются. Вариации на basso ostinato стали плодотворной почвой для этого переопределения: упорный, неуклонно повторяющийся бас создавал мощный образ замкнутости, неотвратимости и неотступности — образ, вполне типичный для эпохи победившего технологического прогресса и общественно-политических катастроф. Композиционное ядро этой программы составляют три пассакалии XX века: Basso ostinato Олега Янченко из его Второго концерта для органа, прелюдия и фуга Александра Гедике и пассакалия Христофора Кушнарёва.
Исполнитель:
Егор Колесов (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах, Александр Гедике, Михаил Старокадомский, Георгий Мушель, Олег Янченко, Христофор Кушнарёв