Концерт органной музыки «Bach only»

прошло 18 февраля в 16:00
Лютеранская церковь Св. Екатерины,
Санкт-Петербург, Большой проспект Васильевского острова, 1
6 E
Музыкальная риторика – система знаков и символов, «конвертирующих» вербальные понятия и идеи в элементы музыкального языка – пронизывала буквально всё творчество Баха; отталкиваясь от её общих принципов, разработанных в немецкой музыкальной традиции, композитор создал сложнейший многоуровневый «тезаурус» риторических средств, имевший отношение, прежде всего, к духовной музыке.

Фантазии и фуги BWV 542 и BWV 537 примечательны исключительной рельефностью воплощаемых аффектов и редкой даже для своего времени эмоциональной открытостью. Секстовый ход, открывающий до-минорную фантазию, в эпоху барокко – в отличие от романтизма, сообщившего ему гораздо большую «общеупотребительность» и нейтральность – был одним из наиболее напряжëнных интонационных решений. Соль-минорная же фантазия (написанная Бахом, как принято считать, на смерть его первой жены Марии-Барбары), представляет собой один из высочайших образцов северогерманской импровизации, выстроенной по всем законам риторики. Цепь горестных восклицаний, подчëркнутых напряжëнными гармониями, перетекает из одной тональности в другую, чередуясь с фактурно контрастным движением, пока, наконец, не достигает кульминации – эпизода, где нисходящие фигуры «положения во гроб» сочетаются в контрапункте с медленным подъëмом «отлетающей души».

Не менее риторичны баховские хоральные прелюдии – к этому жанру композитор обращался в течение всей жизни, как и многие его северные коллеги, стремясь «дополнить» значение текста того или иного хорала соответствующими музыкальными средствами. BWV 618 – один из хоралов, включëнных в «Органную книжечку», – яркий пример подобной детализации: на протяжении всей хоральной обработки в контрапункте с cantus firmus выдерживается одна-единственная фигура, отражающая основную идею хорала – смирение и невинность Агнца Божьего. Акцент на изобразительном начале объединяет многие хоралы этого сборника; более нейтральны в этом плане «Шюблеровские» хоралы, один из которых, BWV 647, также прозвучит в программе.

Исполнитель:
Татьяна Мордвинова (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Рассказать друзьям:

Другие события в Санкт-Петербурге