Концерт органной музыки "И. С. Бах: с юности до поздних лет". Андрей Коломийцев - орган

,
Санкт-Петербург,
Билеты на событие без комиссии.
6 E

Творческое наследие Иоганна Себастьяна Баха - безусловно одна из величайших сокровищниц музыкального мира. Программу настоящего концерта составляют произведения различных периодов творчества этого композитора: от ранних сочинений Баха до написанных в последние годы его жизни. Внушительную часть органных произведений Баха составляют хоральные обработки: как правило это небольшие пьесы, за основу которых взят лютеранский хорал. Зачастую пьесы на один и тот же хорал объединяются автором в хоральную партиту. Для слушателей времени Баха, знавших все мелодии хоралов наизусть, эти мелодии являлись по существу знаками, отражающими содержание хорала. Встречаясь в музыкальном тексте с другими подобными знаками, они выстраивались в ассоциативные ряды, в результате чего они обогащались и превращались в символы. Возникало сразу несколько ассоциаций: с содержанием хорала, с конкретным эпизодом библейской истории, с ритуальным действом, которому предназначался этот хорал. В наши дни восприятие лютеранского хорала как элемента мироощущения значительно менее распространено. Зачастую содержание хоралов в той или иной мере полно отражено в их названии: “Vater unser im Himmelreich” (нем. Отче наш на небесах) “O Lamm gottes unschuldig” (нем. Невинный Агнец Божий) “Jesus meine Zuversicht” (нем. Ты, Господь, мне жизни свет ) “Liebster Jesu wir sind hier” (нем. Иисусе, мы с тобой) “O Gott du frommer Gott” (нем. О Боже, Боже правый). Хоральные обработки, вошедшие в программу настоящего концерта, относятся в основном к раннему периоду творчества Баха. Оставляя свои ранние произведения такими, какими они возникли, в более зрелом возрасте Бах неустанно работал над своими сочинениями до тех пор, пока они не приобретали своей окончательной формы. Например, прелюдия и фуга ля минор (BWV 543) претерпела несколько редакций, прежде чем автору удалось наиболее точно воплотить свои идеи. Интересно, что фантазия и фуга до минор (BWV 537) - произведение, не подвластное словесному описанию – лишь чудом дошло до наших дней. После смерти автора рукопись едва ли не попала в руки лавочника, который хотел использовать ее как макулатуру. К счастью, придворный органист Рейхардт из Альтенбурга успел спасти это сочинение. Самое позднее произведение Баха, вошедшее в программу концерта - ричеркар из сборника “Музыкальное приношение”. Основой всего сборника выступает тема, данная Баху для импровизации королем Фридрихом II во время их встречи в Постдаме в 1747 году. Вернувшись после встречи в Лейпциг, Бах разработал эту тему на три и шесть голосов, создал на нее несколько канонов, сонату, фугу. Издание, озаглавленное как “Музыкальное приношение”, Бах посвятил королю. Поразительно узнавать, что некоторые из своих величайших сочинений Бах написал в возрасте около 25 лет. Таким сочинением стала, например, Пассакалия до минор (BWV 582). Это масштабное произведение, вдохновленное работами Дитриха Букстехуде, Бах построил в форме 21 вариации на тему, заимствованную из сочинения французского композитора Андре Резона (1640-1719). Бах продлил эту тему с глубоким регистровым опусканием линии, символизирующим смерть, и с введением в мелодию острого интервала, символизирующего страдание. 21-я вариация в этом сочинении - двойная фуга на основную тему, заимствованную у Резона и тему, состоящую из "мотивов страдания" (уменьшенных кварт), дописанную Бахом. Распространено толкование музыкального текста Пассакалии как органного пассиона, завершающегося изображением вознесения Христа и явлением Христа ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле... Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»

Автор текста: Надежда Зубова

Рассказать друзьям:

Другие события в Санкт-Петербурге

18+
Концерты
Сегодня в 20:00
Ягода Lounge
12+
Концерты
Сегодня в 20:00
Factory 3
18+
Концерты
Сегодня в 20:00
Stage StandUp Club | Black Room