Концерт для органа и струнных. Российский ансамбль старинной музыки, Владимир Шуляковский - скрипка, Григорий Варшавский - орган

,
Санкт-Петербург,
Билеты на событие без комиссии.
6 E

Программа настоящего концерта состоит исключительно из музыки эпохи барокко для струнного оркестра и органа (органа и скрипки), все эти сочинения принадлежат перу величайших мастеров XVIII века: Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди. С одной стороны, имена этих композиторов близко знакомы каждому из нас, эти имена самодостаточны и не нуждаются в дополнительном представлении. Однако от наших глаз зачастую скрыты примечательные детали, связанные с судьбой и творчеством этих людей. Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759) многим из нас в первую очередь известен как автор оратории "Мессия". "Аллилуйя", пожалуй, стала самой известной частью этой оратории в наши дни. Имя Генделя таким образом у многих ассоциируется с искренней радостью и торжеством. В то же время, судьба композитора вовсе не была светлой. Блестящий мастер своего дела, работавший в Германии и Италии, в 1720 году Гендель стал музыкальным директором оперного театра в Лондоне. В течение 20 лет, создавая одну итальянскую оперу за другой, Гендель был вынужден выдерживать трудную борьбу за свое искусство в английском обществе. Например, Принц Уэльский, стремясь противопоставить себя отцу (благоволившему к Генделю) ставил своей целью во что бы то ни стало разорить композитора. В 1733 году в противовес театру Генделя в Лондоне открыли другой оперный театр, в результате чего Гендель был совешенно разорен. В апреле 1737 года композитор перенес инсульт, его театр закрылся, и выйти из длительной депрессии мастер смог лишь к осени 1737 года. Именно с этих пор оратория заняла главное место в творчестве Генделя практически до конца его дней. Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) стали крупнейшими фигурами XVIII века, в их творчестве обобщились все лучшие тенденции музыкального развития XVI-XVII веков. В отечественном музыковедении даже существует представление об эпохе Баха – Генделя, искусстве Баха – Генделя. В фундаменте творчества обоих композиторов лежат первоначальные музыкальные впечатления и знания, полученные на родной, немецкой почве. Однако в дальнейшем художественный опыт, с одной стороны, Баха, с другой Генделя накапливался уже отнюдь не одинаково. Оба они с величайшей широтой постигли лучшие достижения музыкального искусства различных европейских стран, не минуя ни одного подлинно яркого творческого направления. Но при этом Бах неизменно действовал в типично немецкой художественной среде, а Гендель преимущественно соприкасался с итальянской оперной традицией в Англии. В то же время итальянский стиль занимает далеко не последнее место и в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Во многих его сочинениях ясно слышится влияние Вивальди. Бах перекладывал концерты Вивальди для клавира и сам работал в жанре итальянского концерта, иногда обращаясь в этому жанру даже в органных сочинениях. Антонио Вивальди (1678 – 1741), с юности приобретший известность как блистательный скрипач-виртуоз, до 1718 года вел необычайно активную жизнь в Венеции: как исполнитель, педагог, дирижер, директор консерватории. Вивальди – автор потрясающе огромного количества инструментальных сочинений и опер, постановками которых он во многом руководил сам. Немногие знают, что в 1703–1715 и 1723 – 1750 годах Вивальди служил священником в Венеции. Рассказывают, что во время богослужения, "Il prête rosso" (ит. Рыжий священник, прозвище Вивальди) мог оставить алтарь чтобы записать пришедшую в голову тему фуги, что, разумеется, нередко приводило к проблемам с церковным начальством. Благодаря историческим и социальным условиям работы трех великих мастеров и их глубокому взаимному уважению, характерные черты их творчества плавно перетекают от одного композитора к другому. Таким образом пять инструментальных концертов, вошедших в программу этого вечера, так или иначе оказываются внутренне объединенными. В них витиевато сплетаются особенности блистательно-выразительного итальянского и сдержанного немецкого стилей, открывая перед слушателем настоящую сокровищницу инструментальной музыки эпохи барокко.

Автор текста: Надежда Зубова

Рассказать друзьям:

Другие события в Санкт-Петербурге

18+
Концерты
Сегодня в 19:00
Бар Сплетни
16+
Концерты
Сегодня в 19:00
Milutin palace
18+
Концерты
Сегодня в 19:15
Commode