Алексей Любимов: Моцарт. Сонаты для клавира

,
Санкт-Петербург,
12 E
Программа:
Вольфганг Амадей Моцарт.
Соната для клавира №8 ля минор, KV 310
Соната для клавира №15 фа мажор, KV 533/494
антракт
Соната для клавира №9 ре мажор, KV 311
Соната для клавира №14 до минор, KV 457

Алексей Любимов – выдающийся российский пианист, сыгравший огромную роль в продвижении старинной и современной музыки на территории бывшего СССР и за рубежом, один из крупнейших в мире специалистов по исполнительству на исторических клавирах, даст сольный концерт в Доме Радио. Алексей Любимов исполнит четыре клавирные сонаты Вольфганга Амадея Моцарта, сгруппированные в две пары: раннее – зрелое сочинение. Две сонаты, написанные Моцартом в минорных тональностях, образуют своего рода арку – патетичную и многозначительную.

Соната №8 ля минор, KV 310 была написана 22-хлетним Моцартом летом 1778 года во время трагической поездки в Париж. Надежды найти постоянную работу во французской столице не оправдались, заказанные Моцарту произведения не оплачивались, наконец, 3 июля на руках композитора умерла его мать. Соната написана в необычной тональности, которую Йозеф Гайдн называл тональностью смерти. Начинается произведение в высоком патетическом духе, заканчивается Рондо, полным смятения. В средней части цитируется тема из сонаты старшего современника Моцарта Иоганна Шобарта.

Соната №15 фа мажор, KV 533/494 была закончена в Вене 3 января 1788 года. Моцарту 32 года, и в его жизни только что совершилось несколько радостных событий: предыдущей осенью в Праге состоялась премьера оперы «Дон Жуан», в декабре после смерти Кристофа Виллибальда Глюка Моцарт получил должность императорского камерного композитора и музыканта с постоянным жалованьем, наконец, 27 декабря у композитора и его жены Констанции родилась первая дочь – Терезия. У этой жизнерадостной сонаты два номера по каталогу Кехеля: ее финалом стало прежде созданное и частично переписанное Рондо.

Соната №9 ре мажор, KV 311 была создана в ноябре-декабре 1777 года, когда Моцарт пребывал в Мангейме, играл в домашних концертах при дворе курфюрста и давал уроки клавира его побочным детям. Места композитора при придворной капелле Моцарт так и не добился и был вынужден покинуть этот весьма музыкальный город, несмотря на первую настоящую любовь, которой он воспылал к начинающей певице, дочери суфлера мангеймского театра Алоизии Вебер. Соната №9 была написана одновременно с Сонатой №7, в то время как Соната №8 появилась на свет спустя полгода – и в совсем других обстоятельствах. Все три произведения были опубликованы в Париже в 1782 году как Opus IV.
Наконец, знаменитая Соната №14 до минор, KV 457, предвещающая «Патетическую сонату» Бетховена, была закончена 14 октября 1784 года, посвящена одной из учениц Моцарта Терезии фон Траттер и опубликована в 1785-м вместе с Фантазией до минор KV 475 как Opus XI. В это время Моцарт живет в Вене как «свободный художник», не имея официальной службы после бегства из Зальцбурга в 1781 году. Композитор вступил в масонскую ложу, познакомился и подружился с Йозефом Гайдном. Он очень успешен как композитор и востребован как музыкант-исполнитель. Женат на Констанции Вебер, в семье появился первый сын. Между тем, Соната №14 – едва ли не самое драматичное произведение Моцарта для клавира. Это вторая и последняя соната композитора, написанная в минорной тональности.

Алексей Борисович Любимов (р. 1944) – Народный артист Российской Федерации (2003), лауреат многих международных конкурсов. В 1997 году создал и возглавил первый в России факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской государственной консерватории в содружестве с Наталией Гутман и Назаром Кожухарем, до 2010 года был деканом этого факультета. С 1998 года – профессор Университета «Моцартеум» в Зальцбурге. Любимов создал несколько камерных ансамблей («Музыка – XX век», «Московский барочный квартет», «Академия старинной музыки» вместе с Татьяной Гринденко, «Ансамбль старинной музыки Московской консерватории»), а также фестивалей старинной и современной музыки: «Альтернатива» в Москве, фестивали авангардной музыки в Риге, Таллине и Санкт-Галлене (Австрия). Ведущие композиторы современности, включая Галину Уствольскую, Валентина Сильвестрова и Арво Пярта, посвятили ему свои сочинения. Дискография Любимова насчитывает свыше 50 дисков, в том числе на фирмах «Erato», «Bis», «Sony», «ECM» и «Decca», включая классику от Гайдна до Шопена на исторических инструментах и музыку XX века от Сати до Кейджа и от Волконского до Карманова.
Рассказать друзьям:

Другие события в Санкт-Петербурге